Мошенничество банковских клерков

В профессиональном банковском сообществе мошенничество рассматривается как один из видов операционного риска. Службы безопасности классифицируют все виды мошенничества на две основные группы: внутреннюю и внешнюю. Обычно, внешняя группа противоправных действий наносит банку более значительный ущерб в количественном выражении. Но внутренняя группа признается, как самая опасная для банка.

Каждый банк постоянно ведет профилактическую работу по предотвращению рисков мошенничества изнутри. Все новые сотрудники проходят тщательную проверку со стороны не только отдела управления персоналом, но и службы безопасности, и руководства конкретного подразделения банка. Кандидат проверяется на профпригодность, дееспособность и благонадежность. Банки внимательно изучают послужной список потенциального работника, его характеристики с предыдущих рабочих мест, биографию и личные данные.

В результате проверки выясняется, не привлекался ли будущий член коллектива к уголовной ответственности,  имеет ли стабильное семейное положение, не страдает ли вредными привычками. Многие банки используют при этом специальное оборудование для психофизиологических исследований, которое регистрирует параметры дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, реакций кожи и других органов человека при ответах на задаваемые вопросы провокационного характера. Это всем известный прибор «Полиграф» - с его помощью банки выявляют неправдивость сведений о себе претендента на вакансию.

Тем не менее, не смотря на серьезные усилия служб безопасности банков, исключить мошеннические действия со стороны персонала полностью не удается.

Порою сотрудник может честно проработать на своем месте многие годы, но в какой-то момент, под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств, окажется способным на мошенничество.

Возможные незаконные операции со стороны сотрудников банка:

  • Расчетно-кассовое обслуживание:

Денежные купюры вытягиваются из пачек

Во время получения крупной суммы денег в кассе банка клиенты не всегда торопятся проверить количество купюр в каждой пачке. Если недостача будет обнаружена только дома, попытку мошенничества уже невозможно доказать. Поэтому необходимо всегда пересчитывать деньги не отходя от кассы.

Подмена валюты на поддельную

В пачке денег, выданной в кассе, могут оказаться поддельные или очень старые, истрепанные купюры. Лучше сразу же сказать об этом кассиру, тогда все сомнительные банкноты будут заменены. Но если это обнаружится по выходу из банка, то вернуть свои деньги уже будет невозможно. При этом необходимо поставить в известность о происшествии руководство финансового учреждения, так как налицо попытка мошенничества.

  • Несанкционированное списание средств со счетов клиентов

Иногда кассир может совершать несанкционированное списание средств клиентов на посторонние счета.

 

Если делать это с несколькими счетами и оперировать небольшими суммами денег, то невнимательный клиент не сразу обнаружит пропажу, а у мошенника накопится приличная сумма. Необходимо очень бдительно отслеживать все операции со своим счетом.

  • Кредитное мошенничество

Оформление кредита без ведома клиента.

Возможны ситуации, когда сотрудники-мошенники оформляют договора на потребительские кредиты по уже имеющимся документам клиентов банка без их ведома. Выданные денежные средства мошенники обналичивают, а расплачиваться с банком приходится обманутому клиенту. Доказать, что договор поддельный невозможно. Ведь в афере использовались подлинные документы человека и его подпись.

Оформляя кредит на себя тоже можно стать жертвой подобных мошеннических действий. Известны случаи, когда на одного и того же клиента было оформлено сотрудником банка сразу два кредитных договора. Один из них он подписал сознательно, а второй ему подсунули вслепую. Правоохранительные органы разобрались в ситуации, и мошенник был выявлен и понес наказание. Однако так случается не всегда. Поэтому следует внимательно читать все документы, которые вам дают подписывать.

Перечисление сумм погашения кредита на чужие счета

Возможны ситуации, когда деньги в счет погашения кредита кассир отправляет на чужой счет. Если такое случается один раз – это можно считать ошибкой. Но бывали случаи, когда клиент месяцами погашал чужой кредит. Поэтому необходимо внимательно просматривать квитанции, которые выдает кассир после отправки денег.

Искажение данных заемщика

Зарплата сотрудника банка, который оформляет кредиты физическим лицам, напрямую зависит от количества совершенных сделок. Иногда работник банка может намеренно искажать сведения о заемщике, чтобы подогнать их под требования банка и заключить кредитный договор. Как следствие – банк столкнется с невыплатами по кредиту, а сотрудник получит бонус к своей ставке.

Взятка от клиента

Если заемщик считает, что банк откажет ему в кредитовании, он вступает в сговор с сотрудником для подделки своих документов. Кредит оформляется на большую сумму, часть которой уходит к недобросовестному сотруднику в виде взятки.

Воровство с депозитов

Встречаются и случаи банального воровства денежных средств, которые клиент отправляет на свой депозитный счет. Мошенник – сотрудник банка просто забирает их себе.

Уменьшенная сумма в документах

Если кассир укажет в документах уменьшенную сумму, а разницу отправит на другой счет, то воровство клиент обнаружит не сразу. Впоследствии доказать, что вносилась большая сумма денег практически невозможно. Поэтому необходимо всегда внимательно проверять, какая сумма внесенных средств стоит на квитанции.

Предвидеть заранее все мошеннические схемы банковских клерков невозможно. Изобретательные воришки создают новые оригинальные способы для хищений. Порою в них участвуют целые группы банковских служащих. Единственный способ противостоять мошенничеству – быть предельно внимательным при оформлении и пополнении своих счетов.  Нужно читать все, что вы подписываете, проверять чеки и отслеживать все операции на своем счете.

Оценить статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *